С 1 января 2020 года, вступают в силу поправки к Приложению VI «Правила предотвращения загрязнения атмосферы с судов», к Конвенции МАРПОЛ, по содержанию серы в судовом топливе 0,5% массовой доли.
Согласно письма Минтранса от 26.22.2019 № ЮЦ-Д5-26/19561судоходным компаниям, эксплуатирующим суда под Государственным флагом Российской Федерации, предлагается обеспечить разработку судовых планов перехода на низкосернистое топливо.
Между тем, в соответствии с исследованиями Международной Морской Организации (далее – ИМО), с 2020го года судовладельцы могут столкнуться в объективным недостатком топлива достаточно низкого уровня содержания серы, как это уже было в период прошлого его понижения после 2012го года. Основываясь на изложенном, судовладелец может вынужденно оказаться в позиции нарушителя положения конвенции МАРПОЛ без умысла или неосторожности.
Пункт 2 Приложения 18 предоставляет регулирование указанного риска, путем определения судну права предоставить доказательство того, что оно предприняло попытку приобрести соответствующее требованиям жидкое топливо в соответствии со своим планом рейса и, если оно не было приобретено, где планировалось, что были предприняты попытки выявить альтернативные источники такого жидкого топлива, и что, несмотря на все усилия, направленные на приобретение соответствующего требованиям жидкого топлива, такого жидкого топлива не имелось в наличии для приобретения.
Выполнение данного пункта планируется осуществлять посредствам заполнения судовладельцем Отчета о недоступности топлива по специально установленной форме (Fuel Oil Non-Availability Report, далее – FONAR, Отчет). В случае признания Отчета достоверным, а фактов, содержащихся в нем обоснованными, морская администрация страны – участницы МАРПОЛ может снизить уровень ответственность судовладельца за нарушение Правила 18, как вынужденного и неизбежного.
Разрабатываемый компанией «Инженерное бюро» отчёт в полной мере соответствует рекомендациям Минтранса по разработке указанного отчёта.